вторник, 8 декабря 2020 г.

С боями до рейхстага

 (Из одноименной статьи Бориса Сеченова в газете «Таврические новости» 8 мая 2008 года)

В боях за взятие Берлина при­нимали участие многие тавричанцы. Некоторые из них штурмо­вали рейхстаг, обеспечивали прорыв к нему или прикрывали подходы.

Документы, воспоминания фронтовиков, публикации разных лет доносят до нас атмосферу тех незабываемых дней «за пол­шага до Победы».

Бок о бок с теми, кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом, сражался помощник командира взвода разведки старшина Стасенко Александр Петрович из д.Камышино — кавалер двух ор­денов Славы, Красной Звезды, Отечественной войны. «2 мая рейхстаг был взят, и война для меня окончилась», — вспоминал ветеран.

Сталинград, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Мариу­поль, Одесса, Кишинев, Варша­ва, Кюстрин, Берлин — путь, пройденный нарышкинцем гвар­дии ефрейтором гаубичного артиллерийского полка Князевичем Михаилом Ивановичем, поставившим свой автограф на исковерканной, возможно, его же пушкой стене рейхстага.

Западный, Центральный, Ста­линградский, 3-й Украинский, 1-й Белорусский фронты прошел со своим артиллерийским диви­зионом участник штурма рейхста­га харламовец гвардии лейтенант Колесников Петр Федотович.


Несколько дней назад я попро­сил участников взятия Берлина И.Т. Бреславского из Пристани и М.С. Схудобенова из Таврического вспомнить те дни, Иван Трофимович хорошо помнит, как 2 мая был водружен над рейхста­гом наш флаг — Знамя Победы. А до этого — упорное сопротив­ление обреченных гитлеровцев. «Мне удалось расписаться на од­ном из камней здания рейхстага. Разве, такое забудешь», — ска­зал Михаил Семенович.

Да, не забыть ни дня войны им, отстоявшим нашу свободу и мир на земле, который нам завещано беречь.

суббота, 5 декабря 2020 г.

Пелагея и Андрей Гуркины

 Галина Андреевна Исай, вспо­миная годы войны, горько плачет. Спохватываясь, утирая слезы, го­ворит: «Да что я, мне повезло, я младшая, старшим братьям, се­стре Валентине досталось спол­на. Маме».

Жила семья Гуркиных в Харла­мове, отец, Андрей Васильевич, работал счетоводом, мама, Пела­гея Васильевна, разнорабочей на мельнице. В первую волну демо­билизации отец ушел на фронт. Оставив дома пятерых ребятишек и больную жену - воспаление легких приключилось. Воевал на фронтах по Калининскому направ­лению. Участвовал в битве за Мо­скву. Домой написал два письма, третья весточка от него, в марте 1942 года — извещение: Гуркин Андрей Васильевич, 06.06.1906 года рождения, пропал без вести.

Пелагея Васильевна верила, что жив - ждала. Уже после войны по­лучила письмо отца, но не от него. В 1941 году под городом Андрияш, что находится в Польше, обход­чик, проходя пути, нашел фронто­вую весточку, хранил почти пять лет, прежде чем выслать адреса­ту. Сначала прятал - немцы окку­пировали село, потом призабыл. Письмо дошло, а отец так никогда и не вернулся. Пелагея Васильев­на писала запросы. Работала от темна и до темна, растила ребяти­шек. Всю жизнь ей снился один и тот же сон - два лебедя в голубом небе, оба израненные, уставшие, но живые и вместе. Сон заканчи­вался всегда одинаково: один из лебедей падает из поднебесья прямо на ее крыльцо. На утро Пе­лагея Васильевна доставала но­вый платок, одевала чистый фар­тук - ждала.

Умерла Пелагея Васильевна 6 марта 1999 года, не дожив до сво­его девяностолетия семь месяцев.

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ.

Таврические новости 24 апреля 2015 г.

http://pomnimgordio.blogspot.com/2016/01/blog-post_89.html