пятница, 16 марта 2018 г.

Отмерено судьбой сполна




Богат событиями январь для ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда Кондрашева Василия Минаевича. 7 января - Рождество Христово, главный праздник для человека верующего. 8 января тоже важный день, на второй день Рождества 1925 года, в селе Новотелегино появился на свет в большой семье Кондрашовых сын Вася. А 75 лет назад, 17 января 1943 года Василий, крепкий сибирский парень, уже многое испытавший в судьбе, шагал вместе с Арсеновым Павлом из Харламово и другими молодыми таврическими парнями в Омск, шагал защищать свою Родину.
Сколько испытаний должны пройти родители, чтобы еще один маленький человек появился на свет? Сколько испытаний должен потом пройти родившийся ребенок? Каждому своя мера. Василию и его родным отмерено было судьбой сполна.
Второй и единственный.
Отец и мать прибыли в Сибирь из Самарской губернии. Мать жила в деревне Таловая. Там и вышла (точнее выдали) замуж первый раз, фамилия по первому мужу Вариводина. Было у них четыре дочери, но в 1921 году случился в Поволжье страшный голод. Всё съели, что можно было, всех сусликов, собак, рассказывала потом сыну мать. Муж и две дочери умерли от голода. Зарезали последнюю тощую корову, этим и спаслись.

Отец проживал в молоканской деревне Тяглое озеро (теперь Пестравского района Самарской области). Еще до революции перебрался в Сибирь, в Омскую область Одесский район деревню Брезицк. Там работал у хозяина, работал хорошо, поэтому, когда надумал жениться, хозяин выделил ему корову и лошадь. Родилось у отца с первой женой 8 детей, но женщина умерла. Как встретился Минай со своей второй женой, Василий не помнит. Но в складчину, у них было 10 детей (правда, четверо старших у Миная уже определились, завели свои семьи, свое хозяйство). Первым совместным ребенком был Василий, потом Зина, Гриша, Надя. Гриша умер в детстве, мать сильно горевала. Василий остался единственным сыном у матери.
Но у отца Василий был вторым Василием. Первый Василий был первенцем в первом браке отца. Но погиб, замерз. Возили в город что-то из Брезицка на быках, вот и Василия (уже 20-летнего парня) тоже отправили, а на обратном пути застала сильная метель. Один из быков устал и встал. Стоит и все. Парень принял правильное решение, распряг быков. И пошел за крепким быком, держась за налыгу. И бык вывел к самому дому. Но,  толи бык, почуяв дом, рванулся, толи просто от усталости, парень потерял налыгу и упал. Утром родные увидели быка, стали искать Василия и нашли на своем огороде. Не дошел несколько десятков метров.
Судьба жжет, судьба и бережет. 

Ломала судьба Василия Минаевича не мало. В 12 лет стал сыном врага народа, отца расстреляли за то, что не отказался от бога. Мать с детьми, спасаясь от гонений, переехала из Новотелегино в Камышино. Потом война, фронт. После войны женился, построили в Оренбурге свой дом, завели большое хозяйство, родились два сына, но пришлось с первой женой разойтись. А она даже общаться сыновьям с отцом запретила, помощь не принимала.
Но судьба и берегла, и наставляла, мудростью делилась. В детстве как-то Василий с другими мальчишками пошли в лес, гнездо копчика зорить. А гнезда копчики высоко строят, на самой макушке деревьев. Полез Вася, да сорвался. Спасла новая рубаха, сшитая матерью. Зацепился за один сук - сломался, потом за второй- сломался, третий, на последнем повис на рубашке. Пришлось кричать мальчишкам внизу, чтобы позвали взрослых. Как снимали с дерева, не помнит. Но с тех пор перестал по деревьям лазить.
А на фронте авиационная бомба в бруствер окопа врезалась рядом с минометным расчетом Василия, но не разорвалась. Иначе от расчета осталась бы одна большая воронка. И много других случаев было, когда солдатское чутье, опыт, смекалка подсказывали, где лучше уберечься от артобстрелов, авиационных бомбежек.
Вот и со второй женой Марией судьба свела, жили дружно, душа в душу, во всем помогая друг другу. Совместных детей не было, но помогали сыновьям Василия. Сначала вышли на директора школы, в которой учились дети. Два фронтовика поняли друг друга. Через директора передавали одежду, учебные принадлежности. Потом сын написал, что мать разрешила напрямую помощь присылать.

С удовольствием вспоминает Василий Минаевич детство своих сыновей. Вот с младшим был такой случай. Жили в Оренбурге. Хозяйство держали большое. Отелилась в феврале первая корова, сын назвал бычка Мишкой. «Это мой Мишка» - говорит. А в марте и вторая корова отелилась. «Папа, а как второго бычка назовем?» - спрашивает. Отвечаю: «Борькой». Не согласился, сказал, что надо назвать Мартком, потому, что в марте родился. Не стал отец перечить сыну, назвали бычка Мартком. Через некоторое время, наблюдали вместе за телятами. А те резвились, бегали, прыгали. «Ой, смотри, мой то Марток немножко выше прыгает, чем твой Мишка!» - решил разыграть сына Василий. Два дня ходил Саша в раздумье, а потом заявил: «Давай меняться, пусть Марток будет моим, а Мишка твоим». «А почему?» - поинтересовался отец. «А потому, что это я его так назвал!». Весомый аргумент, пришлось согласиться.
Лучший наездник.
Разговорились о спортсменах и соревнованиях, Василий Минаевич любит хоккей, за Авангард болеет. Посетовал ветеран, что по конному спорту соревнований нет. Ну, а я возразил, и про то, что конеферма в районе есть, рассказал, и про ипподром, и про соревнования различного уровня. «Эх, в молодости бы я поучаствовал в таких соревнованиях, любил лошадей, и они меня чувствовали, слушали, уважали. Помню с Машей Дятловой, она из девчонок лучше всех на лошадях держалась, мы садились на двух лошадей, пускали их в  галоп, выравнивали и я на ходу к ней, на ее лошадь пересаживался. Такое из наших сверстников больше никто не делал. Да и из старших тоже никто».


В те времена все на лошадях, да на быках и верблюдах делали. И пахали, и убирали. И на лобогрейке пришлось поработать, лошадьми управлял. И зерно возили в город сдавать. В бестарку (повозка с кузовом для перевозки зерна) пару лошадей запрягали, грузили зерном. Собирали несколько подвод в колонну, уполномоченный из района обязательно сопровождал, обычно это женщины были. Как-то раз, на обратном пути, Василий уснул, понадеялся на лошадей. А они отбились от колонны и завезли на склад сена, огороженный колючей проволокой. Проснулся парень, а вокруг огоньки какие-то горят, и сторож бежит грозный. Сориентировался быстро, увидел, где выход и погнал туда лошадей. Не заметил проволоку-то, лошади под ней проскочили, а Василий пригнуться не успел – снесло с подводы на землю. А тут и сторож подбежал. Кричит. Хорошо уполномоченная подъехала вовремя, уговорила отпустить паренька. Он же ничего не украл.
Как-то купили на правом берегу Иртыша крутого породистого жеребца в колхоз, Эльбрусом звали. Конюх был из депортированных, молдаванин,  доверял прогуливать Эльбруса только Васе Кондрашову. «Вася, погуляй с Эльбрусом, чтобы ноги у него не болели. Только тебе могу его доверить». Конь был с норовом, горячий, мчал всегда рысью, только держись. Василий его на ходу потихоньку выводил с дороги на снег, снег облаком поднимался за ними. Жеребец нагрузку получал хорошую, доезжали до Германовского леса, а назад разогревшийся конь уже шел спокойнее, азарт свой в беге успокаивал и немного уставал.  Конюх всегда был доволен, теперь с ногами у жеребца будет все в порядке.
Как-то в табуне появилась новая кобыла. Когда прибилась, откуда, никто и не знает до сих пор. Так Беженкой ее и звали. Злобная и хитрая была, все старалась подобраться потихоньку и лягнуть задними ногами. Всех, кто-бы не подходил к табуну. Василий нашел и к ней подход, раз проучил, стала спокойнее.


Падал с лошадей два раза. Один раз кобыла ногой в яму попала, и паренек через ее голову перелетел, сальто в воздухе сделал и каким-то образом умудрился на ноги приземлиться. Хорошо, что лошадь ногу не сломала. А второй раз было похуже. С другом из Николаевки встретились на лошадях примерно посередине между Николаевкой и Камышино и поспорили, кто быстрее до своего села доскачет. Села-то недалеко, видно. Гикнули и понеслись! Но кобыла Белуха Василия перед самым селом упала на передние ноги и голова под ней оказалась. А парень кубарем по дороге покатился. Встал весь изодранный и лицо все исцарапано. Освободил кобыле голову, поднял. Она стоит, вся трясется, испугалась сильно, наверное. Домой дошли уже пешком. Больше Василий на Белухе быстро не ездил, опасная она.
Текут воспоминания ветерана, многими мы уже делились на страницах районной газеты. Гордится Василий Минаевич своими сыновьями, племянниками и племянницами, внуками. А они поздравляют его с днем рождения. Кто по телефону, кто приехал из Таврического, из Омска. Рад Василий Минаевич, и мы рады поздравить его с началом 94-го года жизни и пожелать здоровья, здоровья и здоровья!

Кривошеин О.В.
Опубликовано в газете «Таврические новости» 2 февраля 2018 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий