среда, 14 декабря 2022 г.

В первый день войны

   Как сейчас помню: в субботу, 21 июня 1941 года, я получил увольнительную повестку. Спал я в ту предвоскресную ночь плохо. В четвертом часу вышел на улицу. Ночь была лунная, тихая, от свежести и прохлады не хотелось возвращаться в помещение. Вздыхая воздух Украины, я сидел так несколько минут. Вдруг предрассветную тишину нарушило далекое гудение в небе. Гудение самолетов с каждой минуты усиливалось и, наконец, превратилось в сплошной рев. «Боевая тревога» - молнией разнеслось по части. Огонь зениток преградил путь фашистским стервятникам.  Далеко в стороне упали первые вражеские бомбы, не причинив никому вреда.

     Утром командир полка майор Громадин отдал приказ нашему отделению, состоявшему из трех танков, одним из которых управлял я, уничтожить в районе Дубны вражеский авиадесант. По имевшимся данным предполагалось, что там высадилось три фашистских танкетки и два батальона пехоты.

    Три наших танка «Т-34», выстроившись в колонну по одному, двинулись по шоссе на место высадки десанта. Пройдя с десяток километров, мы увидели огромную вражескую колонну. Впереди нее шли легкие танки, за танками – артиллерия, за нею – пехота, конца которой не было видно.

     Наши боевые машины перестроились и ринулись на врага. Два десятка фашистских танков за несколько минут были смяты, остальные отступили. Потом мы вступили в бой с артиллерией. Фашисты к этому времени несколько оправились и открыли из пушек огонь, по нашим машинам. Броня на наших танках был прочной, снаряды ее не пробивали.

   Однако удары были настолько сильные, что машины вздрагивали, останавливаясь. И все же серьезных повреждений фашистские снаряды нам не причиняли. Зато мы им устроили настоящую мясорубку: до ста пятидесяти автомашин, пушек и лафетов было уничтожено, рассеяно несколько батальонов пехоты. Но силы были очень неравные, и мы отошли на свои рубежи. Так мы, танкисты 97 полка, которым командовал майор Громадин, встретились с первым днем войны 22 июня 1941 года.

    За Кременцом наше отделение оказалось в окружении, вышли боеприпасы, кончилось горючее, танки пришлось взорвать. В Харькове мы получили новые машины, в районе Решетиловка – Павловка перед нашим полком была поставлена задача: подавить немецко-фашистские точки на другой стороне Днепра, сорвать переправу врага. Перед выполнением задачи я лично встретился с маршалом Советского Союза С.М. Буденным. Я спросил его: «Когда закончится война?» С. М. Буденный ответил: «Когда разобьем 312 вражеских дивизий». Мы еще раз поняли, что нас впереди ждут новые тяжелые и упорные бои.  Мы с еще большей силой стали наносить удары по врагу. В этот день наше отделение уничтожило 5 огневых точек, разрушило переправу фашистов через Днепр. Здесь же, под Решетиловкой, я еще раз убедился, насколько непрочны фашистские танки.

    Враг стремился овладеть железнодорожной линией Решетиловка – Харьков. Боеприпасы на нашей машине закончились. Тогда мы решили идти на таран. От удара по вражеской машине у нее развернулась вся лобовая часть. В районе Решетиловки я получил первое ранение, машина сгорела. Через месяц, после лечения в госпитале, снова вернулся на фронт. Сражался под Сталинградом, освобождал Брянск, Шепетиловку, Львов, Краков, Тернополь, форсировал Десну и Вислу, принимал участие   в освобождении Польши и Чехословацкого города Оломоуца. День победы над фашистской Германией встретил под Прагой.

     За долге годы Великой Отечественной войны много пришлось перенести и пережить. Несколько раз был ранен. Холод, а иногда и голод, бессонные ночи – все это хотя и давно пережито, но на всю жизнь неизгладимо осталось в памяти. И ничего больше на свете я не желаю – как мира и счастья всем людям на земле. После войн я стал жить на Камышинской ферме учхоза № 2, хотя родом из Белоруссии. Сибирь мне стала второй родиной. Я всем сердцем полюбил ее. В Сибири я женился. Жена родила мне семерых ребят. Трое из них учатся, скоро и остальные пойдут в школу. Все они сыты, обуты, одеты. И нет большего счастья, как жить без войны, каждый день видеть своих голубоглазых ребят, а вместо танка водить в город машину с цистерной молока. Советские люди за мир. Они всегда отстаивали и будут отстаивать мир трудом, работой мирным строительством. Мы знаем: чем крепче, могущественнее будет наша держава, тем меньше шансов будет у поджигателей войны. Зная это, мы крепим мир трудом.

Д. БОРМОТОВ,

участник Великой Отечественной войны, шофёр

Камышинского отделения учхоза №2.

Газета «Социалистический труд», 21 июня 1961г.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий