понедельник, 6 мая 2024 г.

Аллея Памяти: наш земляк Александр Стекольщиков.

 

Аллея Памяти - проект Совета судей Омской области, который начат в 2020 году, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он нацелен на увековечивание памяти судей и сотрудников судебной системы г. Омска и Омской области, сражавшихся за свою Родину на фронте и трудившихся в тылу. Собраны десятки историй о судьбах тех, кто стал частью великого Подвига и великой Победы. В числе героев и уроженец Таврического района, ветеран войны, судья Нововаршавского суда А. И. Стекольщиков.


 Посуровели лица парней

Александр Стекольщиков родился 5 февраля 1921 года в д. Солоновка Таврического района. Окончил семилетку, педучилище, работал учителем Новоселецкой школы, заведующим Николаевской начальной школой. В октябре 1940 года был призван в Красную армию, в полковую школу младшего комсостава. С первого дня войны до ноября 1944 года защищал Родину на Карельском фронте. Затем на Втором и Третьем Украинских. Был трижды ранен. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу на Германией».

Вот какие воспоминания оставил А. И. Стекольщиков о военных годах. Они были опубликованы 9 мая 1965 г. в газете «Целинник» Нововаршавского района.

«Первый день. 1941. г. Лето. Служил я тогда под Мурманском. Хорошо помню: 20 июня вышли в поход на учения. Было нас 150 человек. Лили дожди, тундра сделалась непроходимой, но только не для советских солдат. Известно, и настроение в таком положении мокрое. Возвращались 21 числа. Шли пешком: устали, промокли до нитки, и все-таки каждого согревала надежда: придем в казармы — все будет хорошо. Кто-то в той сплошной сырости запевал песню, кто-то шутил. Не знали, что нас ждет впереди. И тут, почти перед самым «домом», встретил нас старик - рыбак. Он удивился нашему веселому виду и спросил: «А вы что, ничего не знаете, ребята? Война! Фашисты напали». Посуровели лица парней, как ветром сдуло усталость. Быстрым броском преодолели мы оставшееся расстояние. Школу расформировали, нас отправили в летние лагеря, а оттуда — на фронт…».

В конце августа 1941 года 14-я стрелковая дивизия Карельского фронта, в составе которой воевал взвод сержанта Стекольщикова, вела бои под Кандалакшей, а в сентябре оказалось в центре главного удара фашистских войск в направлении Мурманска. Заменив тяжелораненого командира роты, сержант Стекольщиков первым бросился вперед. В рукопашной схватке сибиряк уничтожил трех фашистов. Атака была отбита… Суточное затишье врага вызвало тревогу, и Александр Стекольщиков решил пойти с товарищами в разведку, вернулись с «языком», давшим командованию важные сведения о планах противника. Сержанту Стекольщикову было присвоено звание младшего лейтенанта, и он стал командовать взводом разведки батальона. На груди отважного воина засияла медаль «За отвагу».

Памятная высота

Через полгода фронт вновь узнал о героизме нашего земляка и его разведчиков, добывших командованию полка важные сведения о противнике, позволившие овладеть высотой Горелая, что решило успех нашего наступления. Боем руководил командир стрелковой роты младший лейтенант Александр Стекольщиков, лично уничтоживший трех фашистов, несмотря на ранение в ногу.

«Наш порт. Город Мурманск - важный стратегический узел, незамерзающий порт на Баренцевом море. Рубежи со стороны финско-норвежской границы прикрывал один полк. Фашисты бросили против него горно-егерскую дивизию и вспомогательные подразделения. В горах война особенная, превосходство в технике тут не помогало. Больше полутора недель сдерживали натиск врага, не выходя из боев. Затем отступили за реку Большая Западная Лица, взорвали мост и заняли оборону. Там есть долина, позднее ее называли «Долиной смерти». В ней под прямым огнем наших артиллеристов и пулеметчиков легли десятки сотен «незваных гостей». На этом направлении враг вперед не продвинулся. 325-ый полк двумя батальонами высадился морским десантом на тральщиках в тыл. С боями взяли высоту 173, 6, перерезали дорогу Петсамо-Мурманск.

Начало 1942-го. Разведки по тылам противника. Памятная высота «Горелая». Трудно было: голодали, мерзли, но люди стояли насмерть. В порт Мурманск фашистам прорваться не удалось. Он оставался нашим. В сентябре 1944 года с оборонительных рубежей мощным потоком советские войска двинулись вперед, выбросили фашистскую нечисть с родной земли и оказали помощь финскому и норвежскому народам обрести свободу».

Отбросить врага назад

С июля 1944 года лейтенант Стекольщиков командует ротой автоматчиков 122-й стрелковой дивизии, изгнавшей фашистов из советской Карелии, после назначен помощником начальника разведки стрелкового полка.

 «На земле венгерской. Март 1945 г. Окрестности реки Драва — земли Венгрии. Пехотному батальону, которым я командовал, был придан первый танковый батальон первой болгарской армии. У наших товарищей болгар был какой-то национальный праздник. Наблюдение за врагом ослабили, и как раз в этот день немцы двинули в наступление целый корпус. Продвинулись вперед, потеснили всю армию. Одно из подразделений прочно закрепилось в деревне. В нашу задачу входило — отбросить врага назад. Под прикрытием железнодорожной насыпи прошли на танках и на полной скорости ринулись в атаку. Два дня подряд шел кровопролитный бой. Ни один фашист не унес ноги. На какие бы хитрости ни шел противник, маскируясь в соломенных скирдах, в церкви, укрываясь за толстыми стенами дзотов, ярости и напору русских солдат преград не было. На вторые сутки венгерских крестьян освободили».

Орденом Красного Знамени А. И. Стекольщиков награжден в апреле 1945 г. В наградных документах указано:

«Тов. Стекольщиков в бою 15 апреля 1945 г., руководя группой разведчиков по овладению высоты с отметкой 339, личным примером повел группу разведчиков в наступление на высоту. Смело продвигаясь, умело маскируясь по складкам местности, он достиг первой линии обороны немцев, разбил их гарнизон и, развивая стремительное наступление на высоту, достиг двух сильно укрепленных домов, где находились вражеские пулеметчики и обстреливали наши боевые порядки стрелкового батальона, и овладел ими. Несмотря на численное превосходство противника, находившийся гарнизон немцев на высоте был полностью уничтожен. Три раза переходил в контратаку противник, но группа храбрецов отразила атаку и нанесла ему потери в живой силе до 20 убитыми. Лично тов. Стекольщиков водрузил Красный флаг на доме, где и получил тяжелое ранение».

Приказом войскам 57-ой Армии от 16 апреля 1945 г. №067/п старший лейтенант Стекольщиков А. И. награжден орденом Красного Знамени. На момент награждения находился в должности первого помощника начальника штаба 715-го стрелкового полка, 122-ой стрелковой дивизии.

Счастливый орден

В марте 1945 г. А. И. Стекольщиков награжден болгарским орденом «За храбрость». Это одна из старейших и высших наград Болгарии. Подвиг Александра Ивановича и эта награда сыграли в его жизни важные роли.

Из воспоминаний сына ветерана Анатолия Стекольщикова, опубликованных в «Омской правде» 10 мая 2017 года:

«… О том, что мой отец получил болгарский орден, я не знал до 1975 года. Отец не любил рассказывать о своих подвигах. Но в 1975 году ему пришла повестка из КГБ. Он перепугался: думал, что его вызывают из-за отца, который был белогвардейцем и в 1924 году был вынужден уехать в Китай. Оказалось, что им интересуются по другому поводу: его разыскивает болгарский журналист Кристо Колев, написавший в «Омскую правду» письмо и рассказавший омичам о подвиге их земляка.

Случилось это весной 1945 года в Венгрии. Отец принимал участие в боях, где параллельно воевала против фашистов - освободительная болгарская армия. Бои за Драва-Соболч были в самом разгаре, бойцы предпринимали одну атаку за другой. В одной из таких атак ранило болгарского наводчика, и танк остался на поле боя, простреливаемом со всех сторон. Отец, оценив обстановку, бросился к танку не раздумывая. Стал стучать прикладом по люку, пока ему не открыли. Он принял на себя командование, отвез болгарского наводчика в полевой лазарет, а сам уже вместе с болгарским механиков-водителем Евлоги Райчевым вернулся на поле боя, продолжая атаковать фашистов, которые стали сдавать квартал за кварталом. К вечеру, когда после жестоких боев выбили противника из села и наступило короткое затишье, весть о находчивом русском офицере быстро разнеслась. И в часть, где он был командиром батальона, пришли представители болгарской армии и вручили отцу орден «За храбрость». Этот орден оказался счастливым. Через несколько недель, когда Александр Иванович получил звание капитана советской армии и должность начальника штаба полка, в группу офицеров стреляли, и жизнь ему спас болгарский орден; пуля срикошетила в плечо, и отец попал в госпиталь, где встретил свою будущую жену - мою маму. Есть даже документ, в котором говорится, что болгарский орден спас ему жизнь. Кстати, тот орден у него забрали и выдали новый.

Именно сотрудники КГБ помогли отцу в 1975 году поехать в Болгарию к фронтовым друзьям. Ездил он к ним раза три. Останавливался у Райчева, который был главным архитектором города София. Но его болгарских фронтовых друзей КГБ в Омск не пускало: в то время он был закрытым городом».

Подвиг А.И. Стекольщикова подробно описан в очерке И.А. Городова и Н. И. Шапкина в сборнике «За разведкой - атака» о разведчиках- омичах, изданном в Омске в 1983 г. Также есть воспоминания генерала майора Г.Н. Шинкаренко «Несущие факел» о боях за Древа-Соболч, где один из героев - А. И. Стекольщиков.

Дружба, пронесенная сквозь жизнь

Евлогий Райчев и Александр Стекольщиков встретились в Софии в 1975 году. В память о короткой встрече с Александром Стекольщиковым в марте 1945-го года, Евлогий Райчев написал маленький рассказ «Танкист одного дня».

   «….Бои за Драва-Соболч были в самом разгаре, когда на помощь болгарским танкистам подоспел советский стрелковый батальон капитана Стекольщикова.  Бойцы предпринимали одну атаку за другой. Казалось, под ногами горела сама земля, окутанная густым дымом, но фашисты, засев в подвалах домов, продолжали сопротивляться. В одной из таких атак ранило болгарского наводчика Чучуева и механика-водителя. Их танк, как безоружный солдат, остался на поле боя, простреливаемом со всех сторон.

«Его же сейчас подожгут», - определил с ходу Стекольщиков. Мгновенно оценив обстановку, он передал командование заместителю и бросился к танку. Вскочил на гусеницы и стал стучать прикладом автомата по люку машины. С трудом приподнявшись, наводчик открыл люк. Советский офицер протиснулся внутрь машины.

- Потерпи, браток, - похлопал он наводчика по плечу и, заняв его место. Скомандовал: - Вперед! Рила! Я — Витоша! У нас новый наводчик — Русский капитан, - передал по рации командир болгарской танковой роты Евлогий Райчев и занял место механика - водителя.

 Полевой лазарет оказался сразу же за селом. Стекольщиков помог вынести раненых. А через минуту машина на полной скорости мчалась вдоль улицы, где шли ожесточенные бои за Драва-Соболч.

  -Вперед! – кричит Стекольщиков механику- водителю, протирая глаза от дыма. И новые снаряды ложатся в цель: стрелял капитан отменно!

 К вечеру, когда, наконец, противник был выбит из села, наступило короткое затишье. Уставший, чумазый Стекольщиков вылез из танка и сразу попал в тесное людское кольцо. К нему подходили болгарские танкисты, пожимали ему руки, спрашивали, откуда он. Весть о находчивости русского капитана разнеслась быстро. И в тот же вечер командующий Первой болгарской армией вручил командиру советского стрелкового батальона орден «За храбрость».

На прощанье капитан подошел к Евлогию Райчеву, по-братски обнял его и сказал:  «Приезжайте после войны ко мне в Омск».

Так они расстались в марте сорок пятого года…

Все эти годы болгарские друзья помнили о русском капитане, хотя он давно уже был штатским человеком, жил и работал в далеком целинном селе омского Прииртышья. И, пожалуй, так бы никто из земляков и не узнал о боевом подвиге Александра Ивановича, если бы однажды на его имя не пришел в Нововаршавский райком партии болгарский орден «За храбрость» нового образца. В зале собрались депутаты районного совета, фронтовики, целинники. По поручению болгарского посольства первый секретарь райкома партии вручил председателю районного суда А. И. Стекольщикову болгарскую награду…».

После войны А. И. Стекольщиков окончил Свердловский юридический институт, работал судьей, а затем председателем Нововаршавского районного народного суда с 1951 по 1970 г. В последующем переехали в Молдавскую ССР, работал юрисконсультом в Министерстве сельского хозяйства Республики. Умер Стекольщиков А. М. 20.05.1994 в Омске в возрасте 73 лет.

Материал подготовлен объединенной пресс-службой судебной системы Омской области. При подготовке использованы семейные архивы внуков Стекольщикова А. И., архивные фонды Омского областного суда, информация с официального сайта Нововаршавского районного суда, из фондов музея судебной системы Омской области, Таврической центральной межпоселенческой библиотеки им. Рябинина К. А., архивы газет «Омская правда», «Целинник», электронные фонды ресурса «Омскрегион», исторические материалы информационного Интернет-ресурса «Память народа».

«Таврические новости» 21 февраля 2024г. №7 (10704)

Комментариев нет:

Отправить комментарий